понедельник, 4 мая 2020 г.

Грамматика в сказках


        
      Именно  грамматический  строй  языка  делает  нашу  речь  организованной  и  понятной  для  окружающих.  Поэтому  одной  из  основных  задач  коррекционного  обучения  и  воспитания  детей  является  развитие  грамматического  строя  речи.  Решение  этой  задачи  предполагает  умение  грамматически  правильно  оформить  речевое  высказывание. Я предлагаю использовать вот такие сказки, чтобы было интереснее и веселее. А чтобы этот процесс был  увлекательнее можно использовать  предложенные  презентации.

Эта сказка поможет овладеть навыком образования притяжательных прилагательных.
ЗАЯЧЬИ МЕЧТЫ
Сидит Заяц под кустом и мечтает: «Вот бы мне лисьи зубы, волчьи лапы, рысьи когти. Да еще бы забраться в медвежью берлогу и сидеть там всю жизнь. Тогда бы моя заячья душа в пятки не уходила от шороха в кустах».

Вопросы и задания
1.  Спросите ребенка:
Чьи зубы мечтал иметь Заяц? чьи лапы?
чьи когти? чью берлогу?
Какая у Зайца душа?
Когда люди говорят: «Душа в пятки ушла?» (Так говорят о том, кто очень испугался.)
О ком так говорят: «У него заячья душа»? (О трусе.)
 2.   Поиграйте с ребенком «в слова». Взрослый   говорит   название  животного,    ребенок — прилагательное, образованное от этого названия:

барсук — барсучий (жир)  соловей — соловьиный (свист)
сорока — сорочий (хвост) воробей — воробьиный (шаг)
ворона — вороний (глаз)   собака — собачий (ошейник)
тигр — тигриный (рык)     кошка — кошачий (прыжок)
бык — бычий (рог)            петух — петушиный (гребень)
Предложите ребенку пересказать сказку. Следите за правильным произнесением   притяжательных прилагательных.   Хорошо,   если  слова  «лисьи», «волчьи», «заячьи», «медвежья» войдут в активный словарь ребенка, таким образом мы облегчим ему впоследствии усвоение слов с разделительным ь.

Презентация "Заячьи мечты"

         Дети допускают большое количество аграмматизмов при склонении и согласовании числительных и существительных. Сказка поможет практическому усвоению правил согласования этих слов.

ПЯТЬ ЛЯГУШАТ
      На болоте жили пять лягушат. Они любили нырять в воду: раз — и нет пяти лягушат, два — и снова можно любоваться пятью лягушатами. Красавцы были на славу!
       У пяти лягушат по два выпученных глаза, а рты такие большие — как говорят, до ушей, хоть завязочки пришей.
      Ели пять лягушат очень много! Только подлетят десять кусачих комаров к пятерым лягушатам, хотят укусить пять зеленых макушек — ах! Нет десяти комаров! Пять лягушат съели их, уже облизываются, поглаживают пять животиков: «Теперь мы ждем десять мошек!»
Подумай, дружок, о пяти лягушатах. Полезны они? Можно их обижать?

По Е. Ф. Pay
Вопросы и задания
       Обратите внимание ребенка на употребление количественных и собирательных числительных. Одинаково правильно будет сказать: «пять лягушат» и «пятеро лягушат».  При этом надо помнить,  что собирательные числительные употребляются только с существительными, обозначающими одушевленные предметы мужского рода.  Говоря о неодушевленных предметах и о живых существах женского рода,  следует употреблять только количественные числительные: гладить пять животиков,  кусать пять макушек,  не обижать пять лягушек и т. д.
         Предложите рассказать сказку о двух (двоих) лягушатах, о семи (семерых) лягушатах.
Пересказывая сказку, малыш должен правильно произносить окончания числительных и существительных.
     
             Поиграйте «в прятки». Эта игра будет способствовать практическому усвоению согласования числительных с существительными, а также закреплению знания названий детенышей домашних животных.  Взрослый называет домашнее животное, а ребенок — его детенышей.  Во время игры ребенок поочередно загибает пальчики на обеих руках.

Разбежались, спрятались
Детушки у мам.
Нет у мамы-коровы двух (телят).
Нет у мамы-лошади двух (жеребят).
Нет у мамы-козы двух (козлят).
Нет у мамы-собаки двух (щенят).
Нет у мамы-кошки двух (котят).
Поиграть,  пошалить все они хотят.

То же повторите, употребляя собирательное числительное двоих. Научите ребенка правильно задавать вопрос: Скольких телят нет?

 Презентация "Пять лягушат"
https://cloud.mail.ru/public/47kz/45u9juAm8

воскресенье, 3 мая 2020 г.

Как учить стихи с ребёнком: полезные советы.

Как учить стихи с ребёнком: полезные советы
Совет 1. Найдите непонятные слова
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.
Совет 2. Увеличивайте объем постепенно
Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.
Совет 3. Визуализируйте стихотворение
Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.
Совет 4. Подключите эмоции
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем.
Совет 5. Переведите рифму в прозу
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Совет 6. Нарисуйте стихотворение
Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
Совет 7. Поиграйте в театр
Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.
Совет 8. Используйте диктофон
Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.
Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки
Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Совет 10. Повторяйте выученное
Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.
Совет 11. Не откладывайте заучивание
Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.
Совет 12. Делайте перерывы
Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
Совет 13. Никакого насилия!
Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.
Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности
Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.
Совет 15. Учите с целью
Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.


Развитие фонематического слуха у дошкольников

Скороговорки для развития дикции

Как улучшить дикцию ребёнка