Автоматизация (звука)
– этап при коррекции неправильного звукопроизношения,
следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного
произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном
введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение
понимания и употребления грамматических средств
языка.
Алалия – отсутствие
или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично
сохранном интеллекте.
Алексия – невозможность
процесса чтения.
Аморфные слова – это
грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные
слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова),
слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы,
действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся
ударение и количество слогов).
Артикуляция – деятельность
речевых органов, связанных
с произнесением звуков
речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность
органов, обеспечивающих образование
звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани,
языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Афазия – полная
или частичная утрата речи, обусловленная
локальными поражениями
головного мозга.
Афония – отсутствие
звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная
причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации
происходит утечка воздуха.
Брадилалия – патологически
замедленный темп речи.
Гаммацизм – недостаток
произношения звуков [Г],
[Гь].
Дизартрия — нарушение
произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение
звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное
специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное
несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в
повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное
специфическое нарушение процесса письма, обусловленное
несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в
повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание
речевого развития от возрастной
нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение
темпо - ритмической
организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное
воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих
некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие, понимание
речи.
Иннервация – обеспечение
органов и тканей нервами и, следовательно, связью
с центральной нервной системой.
Каппацизм – недостаток
произношения звуков [К],
[Кь].
Кинестетические ощущения – ощущения
положения и движения органов.
Компенсация – сложный, много
аспектный процесс перестройки психических
функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация – ошибочное
воспроизведение слов, заключающиеся
в объединении в одно слово слогов, относящимся
к различным словам.
Ламбдацизм – неправильное
произношение звуков [Л],
[Ль].
Логопедия – наука о
нарушениях речи, о
методах их предупреждения, выявления
и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедический массаж — одна из
логопедических техник, способствующая
нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц,
страдающих речевыми нарушениями.
Логоррея – безудержный, бессвязный
речевой поток, часто представляющий
пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.
Логоритмика – это
система двигательных упражнений, в
которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Макроглоссия – патологическое
увеличение языка; наблюдается
при аномальном развитии и при наличии в языке
хронического патологического процесса.
Микроглоссия – аномалия
развития, малые
размеры языка.
Модуляция голоса – изменение
высоты голоса, при
снижении слуха, что делает
речь монотонной.
Мутизм – прекращение
речевого общения с окружающими вследствие психической
травмы.
Нарушение голоса – отсутствие
или расстройство фонации вследствие патологических
изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения
в речи говорящего от языковой нормы, принятой
в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях
(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) иобусловленные расстройствами
нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой
деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные
сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и
интеллекте.
Отраженная речь – повторенная
за кем-либо речь.
Пальчиковые игры – общепринятое
название занятий на развитие мелкой моторики
у детей.
Парафазия – нарушения
речевого высказывания, проявляющиеся
в пропусках, ошибочной замене или перестановке
звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко,
скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения
к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез – механизм
развития конкретной болезни, патологического процесса
или состояния.
Персеверации – циклическое
повторение или настойчивое воспроизведение, часто
вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период – относящийся
к периоду перед рождением.
Распад речи – утрата
имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений
вследствие локальных поражений мозга.
Рефлекс – в
физиологии – опосредованная
нервной системой закономерная ответная
реакция организма на раздражитель.
Растормаживание – прекращение
состояния внутреннего торможения в коре больших
полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
Растормаживание речи у детей – активизация
развития речи у детей с задержкой
речевого развития.
Растормаживание речи у взрослых – восстановление
речевой функции у безречевых
больных.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления выдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Ротацизм – расстройство
произношения звуков [Р],
[Рь].
Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся
к ощущениям.
Сигматизм – расстройство
произношения свистящих ([С],
[Сь], [З], [Зь], [Ц]) и
шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Соматический – термин, применяемый
для обозначения разного рода явлений
в организме, связанных с телом, в противоположность психике.
Сопряженная речь – совместное
одновременное повторение двумя или более
лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги – непроизвольные
сокращения мышц, возникающие
при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии
и др. заболеваниях.
Тахилалия – нарушение
речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа
(20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от
последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в
отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также
лексики и грамматического строя.
Тремор – ритмичные
колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д.
при поражении нервной системы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение
процесса формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные
действия по анализу или синтезу
звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий
систематизированный слух, обладающий способностью
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова.
методы
лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального
голоса в желаемую сторону.
Экспрессивная речь –активное
устное и письменное высказывание.
Этиология – причина
возникновения болезни или патологического состояния.
Эхолалия – непроизвольное
повторение слышимых звуков, слов
или фраз.