Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения является необходимым условием полноценного развития ребенка.
Без
комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В
этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.
Игры и упражнения, которые можно проводить
дома:
Развитие слухового
внимания и фонематического слуха.
«Слушаем тишину»
Предложите ребенку закрыть глаза и
послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные
звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с
улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его,
что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось
услышать вам.
«Различение
слов, близких по звуковому составу»
Подготовьте картинки со сходными по
звучанию словами:
крыша - крыса; бочка - точка; удочка -
уточка; коза - коса; ком - дом; лак - рак; ложки - рожки; мука - рука; тень -
день; башня - пашня и так далее.
«Поймай
врага»
Договоритесь с ребенком, что вы будете
произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в
ладоши. Например, "бу - бу - бу- му - бу-бу…"и т.п.
«Ищем звук»
Выберите букву. Называйте слова, у которых
эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами.
Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко,
масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.
«Чем отличаются слова?»
Есть слова, которые хотя и похожи по
звучанию, но разные. Дом и сом. Одинаковые слова? Правильно, разные, но они
близки по звучанию. Кошка и ложка. Похожи по звучанию? А дом и кошка? Дом и сом
близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук д,
в слове сом — с. Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово
сом? А чем отличается слово лак от слова рак? Какой звук надо заменить в слове
рак, чтобы получилось слово лак?
Примеры:
Чем отличаются такие слова; шишка — мишка,
кот — рот, мак — рак, тесто место, галка — палка, день — пень, губка — шубка,
грач — врач, друг — круг; крыса — крыша, коса — коза, миска — мишка, мушка —
мошка и т. д. Дети повторяют слова, устанавливают отличия, четко
произнося изолированные звуки.
Игры на развитие речевого
дыхания
"Птицеферма"
Дети подражают звукам птиц: утки, гуся,
цыпленка, петуха. В процессе подражания задействуется их речевое дыхание.
«Капитаны».
Дети переправляют кораблик (пароход) с
одной стороны таза на другой произнося звук " ф", при ровном ветре и
звук " п " при порывистом ветре.
"Ветерок"
Дети дуют на султанчики, представляя, что
это листочки шелестят на деревьях. Подражание "ветерку".
"Снежинки"
Детям предлагается дуть, делая плавный и
длительный выдох на кусочки рыхлой ваты, представляя, что это снежинки.
"Кляксография"
Дети делают кляксы на листах бумаги и
раздувают их из трубочек.
Развитие дикции с помощью
скороговорок.
Вначале скороговорку произносить нужно
очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить
скороговорку. При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков.
Затем разобрать смысл всех слов и смысл самой скороговорки - как понимает её
ребенок. Далее проговаривать скороговорку шепотом, но четко. Только после этого
убыстрять темп.
Часовщик,
прищурив глаз, чинит часики для нас.
Булку, баранку, батон и
буханку пекарь испек спозаранку.
Синичка, синичка - воробью
сестричка.
Звенит звонок, звонок зовет,
и Зоя в класс к себе идет.
Забавной обезьяне бросили
бананы, бросили бананы забавной обезьяне. Черепаха, не скучая, час сидит за
чашкой чая.
Чудак под диванчик прячет
чемоданчик.
Игра «Произнеси по-разному»
Дети выучивают скороговорку, которую
затем по указанию произносят с определенной интонацией: Тревога. Обида.
Гнев. Презрение. Любопытство. Сожаление. Страх.
Игры и упражнения, которые
помогут Вам научить ребёнка
правильно определять
звуковой состав слов:
«Самый внимательный»
Для игры применяют сюжетные картинки, на
которых нарисовано много разных предметов. Ребёнок получает задание: найди на
картинке предметы, в названии которых есть звук, например, С.
Игра “Замкни
цепочку”
Для игры подготавливаются карточки с
предметными картинками. Цель игры – научить ребёнка выделять первый и
последний звук в словах. Цепочку из картинок ребёнок должен выкладывать по
следующему правилу: первый звук названия последующей картинки должен совпадать
с последним звуком предыдущего названия (стол – лампа – аист – ток – книга –
артист – танк и т.п.)
Игра “Доскажи звук”
Игру можно проводить с перекидыванием
мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в
последнем слове, и бросает мяч ребёнку. Ребёнок досказывает звук. Можно
использовать стихи и потешки.
Ходит по лесу хорек,
Лежебока рыжий кот
Хищный, маленький зверё___.
Отлежал себе живо___. и т.д.