Именно грамматический строй
языка делает нашу
речь организованной и
понятной для окружающих.
Поэтому одной из
основных задач коррекционного обучения
и воспитания детей
является развитие грамматического строя
речи. Решение этой задачи
предполагает умение грамматически
правильно оформить речевое
высказывание. Я предлагаю использовать вот такие сказки, чтобы было
интереснее и веселее. А чтобы этот процесс был
увлекательнее можно использовать
предложенные презентации.
Эта сказка поможет
овладеть навыком образования притяжательных прилагательных.
ЗАЯЧЬИ МЕЧТЫ
Сидит Заяц под кустом и мечтает: «Вот бы мне лисьи зубы, волчьи
лапы, рысьи когти. Да еще бы забраться в медвежью берлогу и сидеть там всю
жизнь. Тогда бы моя заячья душа в пятки не уходила от шороха в кустах».
Вопросы и задания
1. Спросите ребенка:
Чьи зубы мечтал иметь
Заяц? чьи лапы?
чьи когти? чью берлогу?
Какая у Зайца душа?
Когда люди говорят: «Душа
в пятки ушла?» (Так говорят о том, кто очень испугался.)
О ком так говорят: «У него
заячья душа»? (О трусе.)
барсук — барсучий
(жир) соловей —
соловьиный (свист)
сорока — сорочий
(хвост) воробей
— воробьиный (шаг)
ворона — вороний
(глаз) собака — собачий (ошейник)
тигр — тигриный (рык) кошка —
кошачий (прыжок)
бык — бычий (рог) петух —
петушиный (гребень)
Предложите ребенку
пересказать сказку. Следите за правильным произнесением притяжательных прилагательных. Хорошо,
если слова «лисьи», «волчьи», «заячьи», «медвежья»
войдут в активный словарь ребенка, таким образом мы облегчим ему впоследствии
усвоение слов с разделительным ь.
Презентация "Заячьи
мечты"
ПЯТЬ ЛЯГУШАТ
На болоте жили пять лягушат. Они любили
нырять в воду: раз — и нет пяти лягушат, два — и снова можно любоваться пятью
лягушатами. Красавцы были на славу!
У пяти лягушат по два выпученных глаза,
а рты такие большие — как говорят, до ушей, хоть завязочки пришей.
Ели пять лягушат очень много! Только
подлетят десять кусачих комаров к пятерым лягушатам, хотят укусить пять зеленых
макушек — ах! Нет десяти комаров! Пять лягушат съели их, уже облизываются,
поглаживают пять животиков: «Теперь мы ждем десять мошек!»
Подумай, дружок,
о пяти лягушатах. Полезны они? Можно их обижать?
По Е. Ф. Pay
Вопросы и задания
Обратите внимание ребенка на
употребление количественных и собирательных числительных. Одинаково правильно
будет сказать: «пять лягушат» и «пятеро лягушат». При этом надо помнить, что собирательные числительные употребляются
только с существительными, обозначающими одушевленные предметы мужского
рода. Говоря о неодушевленных предметах
и о живых существах женского рода,
следует употреблять только количественные числительные: гладить пять
животиков, кусать пять макушек, не обижать пять лягушек и т. д.
Предложите рассказать сказку о двух
(двоих) лягушатах, о семи (семерых) лягушатах.
Пересказывая сказку, малыш
должен правильно произносить окончания числительных и существительных.
Поиграйте «в прятки». Эта игра
будет способствовать практическому усвоению согласования числительных с
существительными, а также закреплению знания названий детенышей домашних животных. Взрослый называет домашнее животное, а ребенок
— его детенышей. Во время игры ребенок
поочередно загибает пальчики на обеих руках.
Разбежались, спрятались
Детушки у мам.
Нет у мамы-коровы двух (телят).
Нет у мамы-лошади двух (жеребят).
Нет у мамы-козы двух (козлят).
Нет у мамы-собаки двух (щенят).
Нет у мамы-кошки двух (котят).
Поиграть,
пошалить все они хотят.
То же
повторите, употребляя собирательное числительное двоих. Научите ребенка
правильно задавать вопрос: Скольких телят нет?
Презентация "Пять лягушат"
https://cloud.mail.ru/public/47kz/45u9juAm8
Комментариев нет:
Отправить комментарий